Меню Закрыть

История храма

Один из первых православных приходов на территории Киргизии появился в селе Беловодском. В 1864 году для защиты от набегов соседнего Кокандского ханства на пересечении Ташкентского тракта с рекою Ключевою расположился казачий пикет из 12 человек. Потом количество воинской команды было увеличено. А в 1867 году сюда приехали первые российские переселенцы – 12 крестьянских семей из Воронежской губернии: Домашовы, Капраловы, Пуховы, Рыбалкины, Ткачевы и другие. В конце 70-х годов здесь уже насчитывалось 120 дворов.

В 60-е годы богослужение в Беловодском совершалось в походной церкви, для которой, по некоторым данным, казаки построили часовню (м. б., св. равноапостольной Марии Магдалины). В начале 70-х годов в селе был построен и освящен в честь Архангела Михаила небольшой храм. Среди основателей села были казаки, поэтому выбор в покровители прихода архистратига небесного воинства не случаен. В 1884 году село Беловодское посетил Туркестанский владыка Неофит, который оставил свои воспоминания об этом приходе: «После ночлега в городе Пишпеке, 20 ноября частию по таявшему снегу, а частию по грязи, я легко проехал 40 верст и прибыл в Беловодское селение благовременно для совершения всенощного бдения. Это селение малороссийское, большое и зажиточное; его маленькая церковь во имя св. архистратига Михаила, на счет казны в 1874 году построенная из жженого кирпича и крытая тесом, тесна для самих беловодчан, а между тем она считается приходскою для пяти поселков, кроме города Пишпека; по клировой ведомости всех прихожан сей церкви числится 1573 муж. и 1400 жен., итого 2973 души обоего пола. Во время всенощного бдения и в самый праздник во время обедни, богомольцы не только переполняли храм, но и окружали его сплошною толпою. При конце обедни, просто и кратко объясняя праздничное Евангелие, я убеждал моих о Господе «овец» внимательно слушать при богослужении “Слово Божие” […]; в конце же пригласил их собраться в церковь к вечерне, после которой буду рад еще и еще поговорить с ними. И они послушались и собрались во множестве […]. Сверх того, перед выходом из церкви, все вместе пропели, как могли, “спаси, Господи, люди Твоя” и “Достойно есть”. А дети их приходили ко мне на квартиру после вечерни до самой ночи, говорили наизусть “Верую” и какие знали молитвы, за что получали образки или крестики; крестиками же я одарил и учащихся в сельской школе, которую посетил утром 22 ноября, перед выездом из Беловодского».

Землетрясение 22 июля 1885 года, во время которого в Беловодском и в Кара-Балтах погибло 59 и было ранено 77 человек, разрушило до основания все здания села, в том числе и кирпичный храм.

Несколько лет прихожане собирались на службу во времянку, кое-как сбитую из досок.

В 1892 году началось строительство основательного храма, на который жители села собрали 40 тысяч рублей. Большую помощь в этом им оказали известные благотворители края: генерал-губернатор Семиречья, первый атаман семиреченских казаков Колпаковский и казалинский предприниматель, коммерции советник Н.И. Иванов.

Новый храм построили из сейсмостойкого материала – дерева. По воспоминаниям старожилов, за лесом ехали волами на Иссык, за 250 верст, рубили арчу, везли в Беловодское. Дорога туда и обратно занимала более двух месяцев. Строительство закончили в 1893 году. Новое здание Свято-Михайловского храма освятил в 1894 году епископ Григорий. Из Санкт-Петербурга в дар был преподнесен Святой крест 1762 года. В Москве был отлит 106-пудовый колокол и еще 4 колокола поменьше. Звон большого колокола был слышен за 40 верст в Пишпеке. Новый храм был настолько хорош, что даже из уездного города приезжали крестить детей.

Приход так быстро разрастался, что в 1897 году церковь опять достраивали на церковные средства, пожертвования и общественные суммы села (всего – 1723 р.).

О темпах роста беловодского прихода свидетельствуют данные ведомостей Пишпекского благочиния. В 1900 году штат в Свято-Михайловском храме был открыт, здесь служили 1 священник и 1 псаломщик. В 1907 году благочинный Пишпекского округа ходатайствовал о «назначении второго священника в огромный Беловодский приход из нескольких тысячдворов».В 1907 году в Беловодском службу вели уже два священника: о. Леонид Лаврентьев, настоятель храма, и о. Николай Муромцев, второй – на должности псаломщика. В это время в Беловодском было 2772 чел., кроме того, к приходу были приписаны жители сел: Петровское – 1399 чел., Фольбаумовское – 1363 чел. Перед революцией это был самый большой приход, около 6 тыс. человек. Для сравнения – в уездном Пишпеке на два храма – столько же православных.

Из-за большого количества прихожан даже два священника в Беловодском были постоянно заняты. О. Леонид (Лавренин), который был настоятелем в беловодском храме в марте 1910 года, в рапорте благочинному доказывал необходимость двух священников: «Назначение на псаломщицкую вакансию священника вызвано тем, что одному священнику управиться в огромном Беловодском приходе очень трудно, […] в праздники мы работаем оба, чтобы не задерживать далее полудня в храме прихожан. Один из нас служит Литургию, а другой читает поминания […], служит молебны, когда служивший потребляет Св. Дары, служит панихиды, говорит проповеди во время запричастного стиха, иногда крестит в сторожке, если младенец очень слаб и т. д. […] А про Великий пост и говорить нечего. На этой неделе у меня было более 1600 говельщиков [т. е., готовящихся к причастию], приобщать [причащать] пришлось три раза в неделю и столько же раз исповедать; представьте, чтобы я стал делать один?» В итоге, второй священник в беловодском приходе был оставлен.

Жители Беловодского были очень зажиточными – из казаков и так называемых старожилов, т. е. первых переселенцев, которые и приезжали в Туркестан не с пустыми руками, и наделы получали большие и лучшие. В Беловодском была большая ярмарка, а телеграф здесь появился даже раньше, чем в Пишпеке. Уровень образования, общего развития и самосознания беловодчан был выше, чем во многих окрестных новожильческих селах, жители которых нередко пьянствовали, проскитавшись по многим губерниям, не были слишком привязаны к новому месту жительства. Примечательно, что зажиточные и основательные беловодские крестьяне, даже увлекаясь демократическими и социалистическими преобразованиями, не оставляли веры, сохраняли верность Православной Церкви и даже свои революционные действия освящали присутствием священника.

В июне 1917 года по всему Туркестану проходят выборы исполнительных комитетов. Общее собрание села Беловодское своим избранникам в Учредительное собрание дает выписку – ряд решений по разным вопросам, и особо оговаривает, что президент Российской Республики должен быть обязательно русским и православным.

В феврале 1918 года Беловодское стало центром мощного народного восстания. Возмущенные тем, что в Пишпеке большевики силой захватили власть в эсеровском местном Совете народных депутатов, раздраженные бесконечными экспроприациями, непомерными требованиями сформированных в декабре 1917 года красноармейских отрядов, жители сел по тракту Пишпек–Ташкент организовали вооруженное выступление. Среди идейных вдохновителей был настоятель Сокулукской церкви о. Островский – он значится в советских материалах по Беловодскому восстанию как «агитатор». В архиве хранится копия с приписываемой ему листовки. В целом это воззвание носит ярко выраженный антибольшевистский характер, восстание названо «общим делом», борьбой с «большевиками-разбойниками» и их «наемниками – красногвардейцами», которые разъезжают «по нашим селам, грабя и чиня насилия над всеми честными трудящимися людьми». В литературе советского периода это вооруженное выступление именуется «контрреволюционным белогвардейским мятежом», хотя, по сути, это было крестьянско-казачье восстание против большевиков.

На военные действия восставших благословил настоятель беловодского храма. Воспоминания Е. М. Прядко 1934 года, хотя и написанные в духе времени, позволяют составить представление о роли беловодского духовенства в борьбе жителей Пишпекского уезда с большевиками. «Масса вооруженных белобандитов под руководством главнокомандующего Благодаренко и его помощника Галюты […] устроили многолюдный митинг и провозгласили преданность великому князю Михаилу Романову, портрет которого был поднят на митинге. В тот же момент местным беловодским попом [священником Ткачевым] был отслужен молебен […] И приложась ко кресту с окроплением «святой» водой, по распоряжению главнокомандующего Благодаренко формировались взводы, роты, батальоны и полки, […] и моментально начались военные действия». Несколько дней шли бои в Пишпеке, которые закончились, в конце концов, победой большевиков. Убитых – и большевиков, и эсеров, похоронили в Пишпекском городском саду возле храма Святителя Николая. Cело Беловодское и cемиреченское казачество при советской власти долго еще ассоциировались с мятежом и политической неблагонадежностью. Именно поэтому, опасаясь народного возмущения, как считает митрополит Владимир (Иким), советские власти не разрушили Свято-Михайловский храм и вернули его верующим. Возможно, причиной этому было также сохранение веры в Бога даже среди представителей местных органов власти, которые набирались в большинстве своем из местных жителей, всегда славившихся своим благочестием.

Но если само здание уцелело, это не значит, что церковь в Беловодском и ее прихожане не подвергались гонениям. Вот интересный факт, свидетельствующий о том, что у Михайловского храма села Беловодское судьба была обычная для всех церквей того времени. 24 июля 1920 года церковь была, как сказано в акте, «ограблена» – исчезли «антиминсные приборы, Евангелие в серебряном окладе, два серебряных ковшика, дарохранительницы, престольное облачение». Судя по перечню исчезнувших предметов, это было не ограбление, а спасение святыни от поругания. Как раз в это время церкви Киргизии со всем их имуществом по описи передавались в ведение властей – по всей стране проводилась национализация церковной собственности. Под предлогом борьбы с голодом из церквей выносили все ценное, вплоть до евхаристических сосудов. Богатая (по семиреченским меркам) серебряная утварь Беловодского храма привлекла внимание экспроприаторов. Чтобы предотвратить реальную угрозу ограбления храма со стороны советского государства, кто-то, скорее всего настоятель, мог спрятать церковные святыни: евхаристические сосуды и антиминс, которые не должны, по церковным уставам, попадать в руки нехристиан. В пользу этой версии говорит тот факт, что во время этого «ограбления» другая церковная утварь, даже серебряная, была оставлена в храме.

В 20-е годы община села Беловодское была зарегистрирована, церковь действовала, оставаясь православной («тихоновской», или «патриаршей», как тогда говорили, ориентации). Но в 30-х годах, когда объявили обязательную перерегистрацию церквей, совершение богослужений было запрещено. Так проводили «чистку», лишая под каким-нибудь предлогом религиозные общины права на существование. Предлог был явно надуманным – упразднение в Пишпеке викариатства Туркестанской епархии, которое просуществовало четыре года, с 1926 по 1930-й. Церковный совет пытался перерегистрироваться, приписавшись к Алма-Атинскому викариатству. Согласно заявлению от 27 декабря 1930 года, подписанному председателем церковного совета о. Павлом Долмашовым, беловодская община была зарегистрирована как синодальная, члены церковного совета просили внести в регистрацию поправку: «вместо синодальной приписать к Православной Патриаршей Епархии, находящейся в г. Алма-Ате, на основании того, что указанная Пишпекская Синодальная Епархия упразднена». Но власти позволили начать службу в церкви только после того, как измененный состав церковного совета и новый священник, Иоанникий Харитонович Нижутин, внесли в наименование беловодской общины слово «обновленческая», определив тем самым принадлежность прихода к обновленческой Туркестанской митрополии. В марте 1931 года райисполком разрешил обновленческому церковному совету села Беловодское открыть церковь, принять по описи имущество и в дальнейшем продолжать исполнение своих обрядов. Эта опись демонстрирует нам состояние храма в 30-х годах: «Церковь деревянная, крытая железом, на кирпичном фундаменте, оштукатурена внутри и снаружи и окрашена масляной краской». Кроме здания церкви, на церковном участке располагались глинобитная с железной крышей двухкомнатная сторожка, деревянный, крытый камышом амбар, кладовые. Колокольня в описи не упоминается. В церкви находились тогда: алтарная серебряная утварь, Евангелие с «серебряной крышкой», много икон, лампад, два металлических паникадила.

В середине 30-х годов обновленческая Ташкентская митрополия прекратила свое существование, был снят с регистрации и обновленческий приход в Беловодском. Можно предположить, что он был обновленческим только на бумаге, так как, священники, присоединявшиеся в 30-х годах к обновленчеству, не воплощали в жизнь крайних модернистских программ «Живой Церкви». Храм был закрыт. По воспоминаниям старожилов, 90-летнего Никанора Пахомовича Масютенко и его супруги Матрены Константиновны, которая много лет исполняла должность церковного старосты, в 1930 году местные власти забрали оба церковных дома (они сохранились до нашего времени: в одном из них расположен райвоенкомат) и предложили приходу добровольно передать храм под клуб ОСОАВИАХИМа. Прихожане с таким решением не согласилась, тогда власти отняли храм насильственно, сняли с куполов кресты, спустили колокола, вынесли иконы. Долгое время иконы хранились в местном клубе, дальнейшая судьба их неизвестна. Через несколько лет колокольню разобрали на дрова, была повреждена паперть. Большой колокол до 1941 года находился на заводе сельского машиностроения города Фрунзе, потом был переплавлен. В здании храма расположились сначала склады, во время Отечественной войны – курсы по подготовке санинструкторов и связистов. За годы нецелевого использования храма была нарушена вентиляция подвала. Все 48 отдушин под полом были замурованы, из-за чего начали гнить полы.

Собрания верующих нелегально продолжались в приспособленном помещении, община сохранялась, и как только советская власть смягчила свое отношение к Церкви, в 1943 году беловодские православные жители в числе первых подали заявку о регистрации прихода. Сразу после войны храм вновь был открыт для верующих. Жители села собирали по домам иконы и несли их в храм.

В 50-е годы беловодский приход, в котором насчитывалось 3 тыс. верующих, для советских властей – один из «образцово-показательных», его собирались демонстрировать международной делегации как доказательство того, что в СССР нет гонений на Церковь: настоятель – «не судим, лоялен, сносный собеседник, в политике разбирается. Церковь – деревянная, но приличная на вид», – писал К.К. Кандучаловой уполномоченный Я. Гритчин. Настоятелем храма в это время был иерей Александр Якимович, 1887 года рождения, уроженец Черниговской области.

В 60-е годы власти опять активизировали борьбу с Церковью, уполномоченные искали повод, чтобы закрыть приход и отобрать храм. В 1962 году собирались закрыть 14 (из 30) храмов в Киргизии, среди них – и беловодский, но это решение не было осуществлено. С тех пор приходская жизнь в селе Беловодское не прерывалась. Отличительной чертой этого прихода является активное участие в церковной жизни Беловодского казачества. Казаки здесь принимают присягу, изучают основы православной веры, следят за порядком, придавая особый колорит праздничным богослужениям.

Возрождение Беловодского храма началось в 1995 году, а в 1996 году, к приезду патриарха Алексия II на празднование 125-летия Среднеазиатской епархии, в храме были проведены реставрационные работы. По проекту архитектора Ю.Г. Смирнова были восстановлены в первоначальном виде колокольня и паперть. Колокола были заказаны на ЗИЛе – 7 куполов, составляющих полный мажорный лад. Главный колокол весит 218 кг, а самый маленький – 4 кг. С большим трудом настоятель храма о. Димитрий Линников доставил их в контейнере из Москвы, и 9 сентября 1997 года они были установлены на отреставрированной колокольне. Особенно активное участие в деле восстановления храма принимали местные предприниматели: директор и сотрудники корпорации «Датка» А.А. Патрахин, А.М. Астафьев, В.А. Трофимов, председатель ОКХ им. Энгельса Б.Г. Бажан, директор кирпичного завода В.А. Пархачев, полковник УВД П.Д. Пискулев и многие другие. Правящим архиереем владыкой Владимиром благотворители были награждены орденами и медалями Преподобного Даниила Московского II степени. Восстановлением храма руководил иерей Димитрий, которого патриарх Алексей II «за усердные труды по проведению капитального ремонта и реставрации храма» наградил наперсным крестом.

Благодаря тому, что Свято-Михайловский храм в Беловодском сохранился до наших дней и восстановлен, мы имеем редкую возможность судить о том, насколько он хорош, не только по документам, старым фотографиям и воспоминаниям старожилов. План этой деревянной церкви, представляет собой модификацию традиционной крестово-купольной системы. Как это было принято в Туркестане, колокольню поставили над притвором – перед входом с западной стороны, включив ее в общий объем здания. Барабан – не круглый, а восьмигранный, купол – граненый, над колокольней – шатер, апсида – тоже граненая, – все эти особенности вызваны тем, что дерево не допускает округлых объемов и плавных очертаний. Внешний облик здания определяется сочетанием нескольких граненых объемов (восьмерики на четвериках), умеренным количеством куполов и шатров, спокойной линией карнизов, оконных проемов и цоколя. Неповторимое обаяние беловодскому храму придают открытая поверхность сруба и резной декор наличников и карнизов. Это – прекрасный образец деревянного зодчества Туркестана и редчайший памятник старины на территории Киргизии.

С 2007 года при храме начала действовать воскресная школа для детей прихожан. В этом же году началась подготовка к Великому освящению храма, за несколько лет сделано: перекрыта кровля, изготовлены резные киоты, иконы, иконостас, сооружена резная купель для крещения взрослых.

14 января 2016 года состоялось долгожданное освящение храма Архистратига Божия Михаила. Чин Великого освящения совершил епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

В ознаменование этого события, многие жертводатели были удостоены общецерковных и епархиальных наград:

Патриаршей грамотой был удостоен Петричук Василий Васильевич.

Медаль преподобного Ираклия Иссык-Кульского III степени получили:

Петручик Василий Васильевич;

Помыткин Александр Геннадьевич;

Приходько Александр Владимирович;

Серский Валентин Иванович;

Пархачев Владимир Ананьевич.

Иерей Александр Пелин.

Архиерейской грамотой был награжден Малышев Михаил Анатальевич.

Благодарственной грамоты удостоились:

Альпайцева Ирина Анатольевна;

Терещенко Елена Васильевна

Благодарственные письма получили:

Аношкин Сергей Николаевич и Аношкина Любовь Петровна.

Начиная с 2020 года, в храме начинают образовываться приходские общины:

1 апреля 2020 года, при храме действует молодежная община «Весточка», которая трудится на благо храма в социальных сетях.

15 августа 2022 года, в храме родилась община Акафист. Каждую неделю община собирается в храме для чтения акафиста.

21 ноября 2022 года, в храме родилась молодежная община «Архистратиг». В общину входят молодые люди, которые желают посвятить свои труды на благо храма.

11 декабря 2022 г. родилась община «Авто». Бывают случаи, когда человек желал бы посетить храм, но не может этого сделать по причине отсутствия транспорта, община «Авто» может решить эту проблему.

24 января 2023 г. состоялась первая паломническая поездка прихожан храма Архистратига Божия Михаила с. Беловодское. Этот день стали считать датой появления общины «Паломник».

11 февраля 2023 г., в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца, родилась община «Псалтирь».

21 марта 2023 г., родилась община «Хозяюшки», которая кормит вкусным обедом всех прихожан после богослужений.

В 2022 году, по благословению епископа Бишкекского и Кыргызстанского Савватия, в храме Архистратига Божия Михаила стали окормляться казаки западного округа (Семиреченского Казачьего Войска).

Поделиться: